О Боге

О БОГЕ

Всегда, на протяжении всей истории, люди размышляли о Боге как о высочайшем Существе, Которому нет равного ни на земле, ни на небе. Бог – начало начал, Источник бытия, Творец, Вседержитель… как только не старался человек «определить» Бога!
Доказательств непрестанного искания Бога в учениях философов и мудрецов всех времен и эпох можно найти бесчисленное множество, но сначала обратим внимание на несколько одну важную истину, которую утверждали еще Платон и Сократ; истину, очевидную для всех: первоначала (простые вещи, не имеющие никакой сложности) не поддаются определению. Их невозможно описать. Сложные вещи мы можем определить через простые. А простые через что? Если человек никогда не видел зеленого цвета, как объяснить ему, что это такое? Остается только одно – предложить: «Посмотри». Но нашему ограниченному разуму «посмотреть», постичь Его невозможно, поэтому сами люди ничего не могли бы узнать о Нём, если бы Сам Бог не открыл истину о Себе.
Что же мы, христиане, знаем о Боге? Наша вера свидетельствует, что Бог – это простое Существо, самое простое из всего, что есть. Он не та реальность, о которой мы можем рассуждать и через это понять и познать ее. Его можно только «видеть». Только «посмотрев» на Него, познать Кто Он есть. Как? – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5; 8). Но надо помнить: далеко не все вещи поддаются словесному описанию, определению. Мы же не можем слепому объяснить, что такое свет, а глухому, что такое звук. Конечно, есть сколько угодно вещей, о которых мы рассказываем и достаточно понятно объясняем их. Но есть немало таких, которые выходят за границы понятийного выражения. Их можно познать только через непосредственное видение.
Господь открывался в возможной для человека мере постижения Своим избранникам – нашим святым праотцам, пророкам и праведникам. В глубокой древности, тысячелетия назад, знания о сотворении мира и жизни первых людей, об основах веры в Единого истинного Бога передавалось устно из рода в род, затем, по внушению Божию, были записаны пророками, а по пришествию Спасителя на землю – святыми апостолами в священные книги.
Вне христианства мы встретим какие угодно представления о Боге. При этом самое высокое Его понимание, к которому приходили отдельные религии и некоторые древние философы, сводилось к учению о справедливом Судье, высшей Правде, совершеннейшем Разуме. О том же, что Бог есть Любовь, никто не знал до Христа. Почему? Потому что, к сожалению, у людей исказилось само понятие любви. Далеко не одно и то же любовь и страсть, любовь и слепое всепрощение…
Если Бог есть Любовь, то как же понять эту Любовь? Скорби человеческие бывают? Да. Разве за грехи человеческие не бывает воздаяния? Бывает, и еще какое. Мы на личном опыте и опыте других это постоянно можем видеть. И само Священное Писание говорит о воздаянии, и святые отцы. Разве все это не значит, что Бог есть Справедливость? Оказывается, нет. Когда факты бедствий и страданий человеческих оценивают как наказание Божие, то есть как месть Божию за грехи, то допускают большую ошибку. Кто наказывает наркомана, кто наказывает того, кто выскакивает со второго, с третьего этажа и ломает себе руки, ноги? Кто наказывает пьяницу? Это месть Бога, что он становится поломанным, изувеченным, больным телесно и душевно? Конечно, нет. Эти страдания суть естественные следствия нарушения законов внешнего мира. Точно то же происходит с человеком и при нарушении им законов духовных, которые являются первичными и еще более значимыми в нашей жизни, чем законы физические, биологические, психические и т. д. А Бог что делает? Все заповеди Божии являются откровением законов духовных и своего рода таким же предупреждением человеку, как и законы материального мира. Если хотите, можно даже сказать так, Бог умоляет нас, людей: не вредите себе, не грешите, не прыгайте с пятого этажа, сходите по лестнице; не завидуйте, не воруйте, не лукавьте, не… – вы же себя этим калечите, ибо каждый грех несет в себе наказание.
Интересно воспоминание одного из ведущих современных богословов: «Помню, в детстве как-то зимой мне мама сказала, что на морозе нельзя язычком прикасаться к дверной железной ручке. Только мама отвернулась, я тут же лизнул ее и был вопль великий. Но я тот случай хорошо запомнил и с тех пор, представляете, больше ни разу не повторил этого «греха». Так я понял, что такое заповеди Божии и что Бог есть именно Любовь, даже когда очень больно. Не маменька меня наказала, не она прилепила мой язык к железной ручке, а я не захотел признавать законов и был наказан. Так же «наказывает» нас и Бог. Наши скорби – это не месть Бога. Бог остается Любовью и потому предупреждает нас заранее, говорит, умоляет: «Не поступайте так, ибо за этим непременно последуют ваши страдания, ваши скорби»».
Все это очень важно понять, поскольку имеет большое значение для духовной жизни. Мы своими грехами отторгаемся от Бога, но Бог никогда не отступает от нас, сколь бы грешны мы не были. Поэтому для нас всегда остается открытой дверь спасительного покаяния. Не случайно, а промыслительно первым в рай вошел не праведник, а разбойник. Бог всегда есть Любовь.